Особенности ЭЭГ у детей

Для чего нужно ЭЭГ?

ЭЭГ детей значительно отличается от ЭЭГ взрослого человека, что обусловлено возрастной эволюцией головного мозга, т.е. процессом формирования его структур и функций.  Известно, что развитие нервной системы ребенка, начинается на ранних этапах эмбриональной жизни, продолжается в первые годы после рождения и окончательно завершается, по данным некоторых авторов к 18-20 годам.

Возрастная эволюция мозга, формирование его структур сопровождается усложнением  его функций. Особенно интенсивно развитие нервно – психических функций у ребенка происходит в течение первого года жизни. Кроме того, детские неврологи выделяют определенные возрастные критерии: первый пубертатный период – возраст ребенка от 2 до 4 лет, второй пубертатный период – от 6 до 8 лет, истинный пубертатный период – от 12 до 16 лет, когда появляются более  сложные формы деятельности ЦНС и угасают безусловные рефлексы, характерные для более раннего периода развития нервной системы. .

ЭЭГ нозологически  неспецифична, тем не менее,  большая часть патологий имеет свои ЭЭГ – коррелянты . Применение ЭЭГ с диагностической целью при различной патологии головного мозга имеет определяющее  значение для оценки функционального состояния головного мозга и его стволовых структур, для определения оценки выраженности патологических нарушений, локализации патологического процесса. Кроме того, данные ЭЭГ – обследования позволяют определить эффективность (а при необходимости – вносить коррективы) проводимого лечения, а также могут быть использованы для прогнозирования течения и исходов заболевания.

ЭЭГ детям рекомендуется проводить в следующих случаях:

  • недоношенность:  для определения зрелости биоэлектрической активности головного мозга, возможно проводить ЭЭГ в динамике для контроля  созревания,  определения зрелости стволовых структур, исключения наличия маркеров грубых патологий,  связанных с незрелостью структур мозга (эпилептиформная активность);
  • перинатальная энцефалопатия:  для определения степени нарушений  биоэлектрической активности головного мозга.  Незначительная ПЭП у детей в возрасте до 1 года вызывает  на ЭЭГ легкие или умеренные диффузные изменения с небольшим преобладанием патологических изменений в одном из полушарий в виде задержки на 2-3 месяца появления альфа – волн и зональных различий регистрируемых биопотенциалов и регистрации медленноволновой  (тета – дельта – диапазон);
  • при наличии  пороков развития черепа и головного мозга: черепно- мозговые грыжи, микроцефалия, краниостеноз, дизгенезии мозжечка, платибазия, синдром Арнольда-Киари и др. Значение ЭЭГ  обследования таких детей заключается в том, что ЭЭГ позволяет определить и объективизировать степень выраженности общемозговой симптоматики, преобладание локальных патологических изменений и степень компенсации витальных функций;
  • наибольшее практическое значение ЭЭГ имеет для параклинической диагностики  эпилепсии. Данные ЭЭГ  помогают дифференцировать различные формы припадков, установить локализацию эпилептического очага, а также осуществлять контроль эффективности лекарственной терапии. Для активации эпилептиформной активности используют провокационные пробы: с гипервентиляцией,  ритмической фотостимуляцией, с депривацией (прерыванием) сна и во время сна.

Повторное ЭЭГ-исследование

В некоторых случаях, особенно при редких припадках, однократное ЭЭГ-исследование не позволяет выявить отчетливо эпилептической активности и определить эпилептический очаг. Таким пациентам при возникновении нового приступа целесообразно провести повторное ЭЭГ – исследование в первые же дни после его возникновения. При этом могут отчетливо проявиться патологическая активность и выявиться очаговые изменения, которые отсутствовали прежде.

Наблюдение ЭЭГ в динамике важно и для контроля эффективности лекарственной терапии. Если у взрослых показателем эффективного лечения является отсутствие припадков, то у детей не всегда клиническая ремиссия сопровождается улучшением электроэнцефалографических показателей, в некоторых случаях может наблюдаться даже нарастание субклинических эпилептических проявлений на ЭЭГ. Таким образом, достоверным критерием ремиссии в детском возрасте, помимо отсутствия приступов, является нормализация ЭЭГ.

В каких случаях рекомендуется повторное ЭЭГ-исследование?

  • При объемных процессах головного мозга (опухоли) – не столько для определения локализации (тут в большей степени подходят визуальные методы исследования), сколько для прослеживания наличия возможных эпилептиформных феноменов, связанных с возможной компрессией окружающих структур;
  • при черепно-мозговых травмах:  для определения нарушения функции стволовых структур и как следствие, наличия вегетативных дисфункций (головокружения, нарушения сна, головные боли, гипергидроз), в том числе и кардиального характера (немотивированные тахикардии, нарушения ритма в виде экстрасистолии), которые сохраняются на протяжении длительного времени после перенесенной ЧМТ;
  • синдром нарушения внимания с гиперактивностью.  Данный синдром, как и большинство других состояний, не имеет специфических изменений на ЭЭГ.  Однако есть коррелянт данного  состояния – это отношение тета/бета активности (для детей в центро-теменных  областях, для взрослых в лобно-центральных областях), названный индексом невнимательности;
  • увеличение индекса медленноволновой активности в лобных областях, частые вспышки полиморфной активности в передневисочных областях, нарушение  смены амплитуд ритмов при пробе с открыванием/закрыванием глаз.

Особенности проведения ЭЭГ у детей.

ЭЭГ детей раннего возраста целесообразно проводить в состоянии естественного дневного сна, между двумя кормлениями.

ЭЭГ детей после 1 года проводят в состоянии бодрствования. С 2 до 3-4  лет исследование  может быть осложнено эмоциональной реакцией малыша, но при активном сотрудничестве родителей и врача, проводящего исследование, электроэнцефалограмма будет зарегистрирована  адекватно .